ВАЗ-Э1101 (1972) – прототип переднеприводного малолитражного автомобиля, полностью разработанного на ВАЗе. В подвеске экспериментального автомобиля впервые в истории отечественного автопрома применялась подвеской типа МакФерсон. На опытных образцах машины также испытывались и различные экспериментальные моторы объемом от 0,9 (50 л.с., установлен поперечно) до 1,1 л, созданные под руководством М. Коржова. Рулевой механизм Чебурашке (как назвали машину заводчане), после основательной доводки, достался от Запорожца, 4-ех ступенчатая коробка передач была изготовлена с нуля, оригинальными были даже сиденья. От ВАЗ-2101 прототипу достались лишь некоторые элементы отделки и салон.
Дизайн небольшой машины с двухдверным кузовом разрабатывался Юрием Даниловым, в создании конструкции первого образца принимали участие Б. Поспелов (зам. главного конструктора), В. Барановский, П. Прусов, Л. Мурашов (конструкция кузова), Л. Курляндский, Г. Чугунов.
Параллельно с двухдверным автомобилем в 1969-м году, по предложению тогдашнего главного инженера ВАЗ Е. Башинджагяна, было собрано два варианта ВАЗ-Э1101 с упрощенным кузовом – «Автороллер». Машина получилась лёгкой, довольно шустрой и маневренной, а приводилась в движение небольшим мотором объемом 850 куб.см. Интересна история создания Летучей мыши (так называли её тольятинские дизайнеры): в 1969-м на завод из НАМИ попал британский автомобиль Austin Mini Moke – открытый, с легким тентом, созданный на базе легендарного «Мини». Маневренная машинка понравилась Башинджагяну, который ездил на ней вдоль длинного главного конвейера. По его инициативе главного инженера и были построены два похожих автомобиля.
Поисковый макет
Поисковые эскизы
В январе 1972 года начались испытания Э1101, тесты проводились совместно с ФИАТ-127 и 128. Машина показала себя довольно хорошо, однако работы были продолжены.
Как-то чувствуется, что изобретал ЭТО Башинджагян. Армянская школа автомобилестроения.
Нууу, для 1972 дизайн вполне созвучный