ВАЗ-2Э2122 (1977) – второй вариант плавающего внедорожника для армии, созданный на базе прототипа Э2122. На этом прототипе конструкторы ВАЗа постарались учесть все пожелания военного ведомства и избавится от недостатков первой версии: перегрева двигателя и трансмиссии, поломок в выпускной системе, плохой обзорности, а также проработать несколько других важных моментов, вроде возможности запуска при низких температурах.
Для улучшения температурных режимов работы агрегатов был значительно увеличен воздухозаборник, в кузове были проложены каналы для обдува трансмиссии: воздух, охлаждавший двигатель, по замыслу конструкторов, должен был через двойной пол и стенки кузова выбрасываться наружу (для чего в задней части, над аркой колеса были сделаны вентиляционные отверстия). Однако на практике ничего не получилось — трансмиссия по-прежнему перегревалась.
Кузов второго прототипа был основательно усилен (лонжероны, днище), изменена посадка водителя, конструкция передних и задних сидений.
К решению недостатков интересной машины подключились сами военные: в закрытом НИИ были проведены испытания и стало ясно, что в перегреве трансмиссии в первую очередь виноваты большие широкопрофильные шины ВлИ-6. Стало ясно, что нужно менять колеса на стандартные Нивовские, кроме того военные переживавшие за надежность автомобиля, настояли на уменьшении мощности мотора — был подготовлен двигатель объемом 1,3 литра.
В целом было решено, что машину нужно собирать заново — внедорожник должен быть легче и компактнее.
Класная машина -если поставить дизель то будет пользоваться спросом и сейчас