07 ФевЗиЛ-159 – опытный городской автобус

ЗиЛ-159 (1959) – опытный городской автобус, который должен был сменить на улицах крупных советских городов, откровенно устаревший к концу 50-ых годов ЗиЛ-158. Машина отличалась от предшественника увеличенной вместимостью, тремя рядами сидений в салоне (два справа, одно слева), увеличенными площадками для приёма пассажиров и задним расположением двигателя.

ЗиЛ-159 - опытный городской автобус

Труд водителя облегчался гидроусилителем руля, более мощным компрессором тормозной системы, в проекте предусматривалась установка трехскоростного гидротрансформатора, но опытный вариант оснащался механической коробкой передач. Двигатель представлял собой опытный восьмицилиндровый V-образный агрегат мощностью 180 л.с., позволявший разгонять машину весом в 7,5 тонн до 70 км/ч.

ЗиЛ-159 - опытный автобус.

Несмотря на очевидные достоинства, прототип обладал и рядом существенных недостатков: 43 места для стоящих и 27 для сидящих пассажиров, уже на момент создания было недостаточно для крупного города. Расположенный в задней части двигатель ограничивал заднюю площадку для входа пассажиров, двери были двустворчатыми, но проем был недостаточно широк. Длинная, перегруженная хвостовая часть автобуса и недогруженная передняя ухудшали управляемость машины. Кузов на заклепках, задний мост и тормоза устаревшей конструкции от 158-ой модели, также не позволяли этой машине встать в один ряд с другими новинками автобусного мира того времени.

ЗиЛ-159

В результате было принято решение об увеличении вместимости автобуса до 85-90 человек и передаче производства на Ликинский завод (куда переносилось всё автобусное отделение ЗиЛа), но в конечном итоге ЗиЛ-159 так и остался прототипом. Создание этой машины (также как и ЛАЗ-695)убедило конструкторов в том, что для вместимого городского автобуса заднее расположение силового агрегата – не лучший вариант и в дальнейшем двигатель предлагалось ставить рядом с водителем или под полом.

Технические характеристики:

Год выпуска – 1959;
число мест: для сидения – 27, общее – 70;
колесная формула – 4X2;
двигатель: тип – четырехтактный карбюраторный, число цилиндров – 8, рабочий объем – 5966 см , мощность – 180 л. с./132 кВт при 3200 об/мин;
число передач – 2;
главная передача – конические и цилиндрические шестерни;
размер шин – 11,00–20 дюймов;
длина – 9820 мм;
ширина – 2500 мм;
высота – 3000 мм;
база – 4650 мм;
колея колес: передних – 2116 мм, задних – 1806 мм;
масса в снаряженном состоянии – 7500 кг;
максимальная скорость – 70 км/ч.

6 комментариев на «ЗиЛ-159 – опытный городской автобус»

  1. VictorB:

    Иногда я действительно не понимаю, почему такой красивый и элегантный дизайн в дальнейшем эволюционировал в серые коробки. Видимо сыграл фактор экономии и унификации.

  2. VictorB:

    Автобус действительно внешне схож с роскошным лимузином. Хотя, наверника, в процессе эксплуатации он мало отличался от того же ЛуАЗа — дребезжащую трясущуюся коробку.

  3. VictorB:

    Извините — ЛиАЗа

  4. Alexander:

    В «ЛиАЗе» стоит гидротрансформатор (т. е. коробка-«автомат»). Напрашивается сравнение с ЛАЗом-695…

  5. Corvair:

    На втором фото машина изрядно ушатанная, корма, например, явно отваливается 🙂

  6. Martins:

    …для вместимого городского автобуса заднее расположение силового агрегата – не лучший вариант… ну, и сколько лет продолжался задний двигатель и всеможние комплектаций кузова?